Оперативная и боевая подготовка тактических ядерных сил НАТО (2017)

Генерал-майор М. Вильданов,
кандидат военных наук, доцент;
капитан 1 ранга Н. Башкиров,
профессор Академии военных наук,
кандидат военных наук

Тактическое ядерное оружие (ТЯО) США, размещенное в Европе, наряду со стратегическим ядерным потенциалом стран НАТО является, по мнению руководства Соединенных Штатов и Североатлантического союза, важнейшим компонентом сдерживания Российской Федерации.

Современные тактические ядерные силы (ТЯС) Североатлантического союза включают: 150-200 ядерных авиабомб типа В61, которые размещены на шести авиабазах (АвБ) в хранилищах на территории Германии, Италии, Бельгии, Нидерландов и Турции; около 300 тактических истребителей - носителей ядерного оружия (ЯО) F-15, F-16 и "Торнадо" ВВС США, Германии, Бельгии, Нидерландов, Италии и Турции.

Планированием применения тактических ядерных сил НАТО занимается Группа ядерного планирования (ГЯП) альянса с согласованием оперативных планов объединенного стратегического командования ВС США (АвБ Оффут, штат Небраска). Особенностью этого процесса является привлечение к нему представителей стран - участниц блока, на территории которых не размещено тактическое ядерное оружие США1.

Основными задачами ТЯС определены: ядерное сдерживание агрессии против стран НАТО; "ядерная поддержка" группировок ОВС блока в ходе проведения ими стратегических операций на ТВД; нанесение ядерных ударов по объектам государственного и военного управления, военно-экономического потенциала и группировкам войск (сил) противников.

Ключевые направления развития тактических ядерных сил НАТО изложены в "Обзоре ядерной политики и состояния ядерных сил" (Nuclear Posture Review) и политической директиве "Стратегия применения ядерного оружия" президента США от 23 июня 2013 года. Согласно этим документам предусматривается сохранить на вооружении в составе ОВВС альянса и ВВС США тактические истребители - носители ядерного оружия; планируется завершить программу создания перспективной авиабомбы В61-12 с последующим оснащением данным оружием новых американских истребителей F-35A и стратегических бомбардировщиков; необходимо обеспечить возможность дальнейшего содержания ТЯО на территории стран НАТО.

Военное руководство США и НАТО в условиях осложнившейся военно-политической и стратегической обстановки на Западном ТВД значительное внимание уделяет совершенствованию системы оперативной и боевой подготовки (ОБП) как основы обеспечения высокого уровня боеготовности тактических ядерных сил альянса.

Так, главной целью ОБП является поддержание ТЯС в готовности к ядерному сдерживанию, а также к участию в военных действиях с применением обычных и ядерных средств поражения.
С учетом задач, возлагаемых на эти силы, определены следующие направления оперативной и боевой подготовки органов военного управления, частей и подразделений ТЯС НАТО: поддержание их готовности к решению задач ядерного сдерживания и применению тактического ядерного оружия; повышение уровня подготовки органов военного управления, командиров и начальников по руководству подчиненными в любых условиях обстановки и выработке решения на применение ТЯО; приведение частей и подразделений в высшие степени боевой готовности, подготовка авиационных частей и подразделений ТЯС к применению ядерного оружия; совершенствование взаимодействия между органами военного управления частями и подразделениями ТЯС при подготовке и проведении ядерных операций2.

Ключевыми принципами организации оперативной и боевой подготовки тактических ядерных сил НАТО являются: соответствие замыслов основных мероприятий ОБП характеру современных вооруженных конфликтов и взглядам вероятного противника на ведение военных действий; строгое выполнение требований руководящих документов США и НАТО по работе органов военного управления при принятии и реализации решений на применение ТЯО; личное руководство со стороны командующих (командиров) и начальников организацией ОБП в подчиненных частях и подразделениях; моделирование стратегической обстановки для проведения учений с минимальными ограничениями и максимально приближенной к боевой; обеспечение ядерной безопасности при проведении всех видов работ и занятий с ТЯО; учет особенностей физико-географических условий и оперативного оборудования территории ТВД.

При определении направленности оперативной и боевой подготовки тактических ядерных сил НАТО учитываются: характер угроз военной безопасности странам-участницам со стороны вероятных противников, основным из которых заявлена Российская Федерация; меры, принимаемые военно-политическим руководством РФ по защите национальных интересов государства в Европе и наращиванию возможностей сил общего назначения и ядерного потенциала; состав, направленность и интенсивность проведения мероприятий ОБП в ВС РФ и ее союзников.

Особое внимание уделяется выбору эффективных форм оперативной и боевой подготовки органов военного управления НАТО и тактических ядерных сил по принятию и реализации решения на применение ТЯО.

В частности, с высшими органами военного управления альянса проводятся раздельные и совместные штабные тренировки, а также командно-штабные учения (КШУ) по выработке решения на применение ТЯО и отработке задач устойчивого управления подчиненными частями и подразделениями. Уточняется и оптимизируется состав и очередность передачи приказов, распоряжений и представления донесений. Осуществляется перевод автоматизированной системы управления (АСУ) ТЯС на боевой режим работы и контроль ее функционирования. Отрабатываются задачи доведения приказов и распоряжений ВГК ОВС НАТО до авиационных эскадрилий истребителей - носителей ТЯО и частей ядерного обеспечения ВВС США в Европе.
В течение года, как правило, организуется шесть КШУ высших органов управления НАТО по отработке различных аспектов применения тактического ядерного оружия. Кроме того, предусмотрены ежеквартальные плановые и внезапные проверки боеготовности частей применения ТЯО и ядерного обеспечения.

Важным мероприятием ОБП, как эффективной формы совместной подготовки органов военного управления и частей боевого применения ТЯО и ядерного обеспечения, являются стратегические КШУ ОВС НАТО, проводимые под руководством генерального секретаря Североатлантического союза.

Основу оперативно-стратегического замысла таких учений составляет эскалация военного конфликта с развязыванием противником крупномасштабной войны против одного из членов НАТО. При этом моделируется угроза разгрома группировки ОВС альянса и оккупация значительной части территории стран-участниц. В результате больших потерь в силах общего назначения руководство блока принимает решение на нанесение ограниченного ядерного удара по военным объектам противника с целью прекращения военных действий. Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с замыслами КШУ возможность нанесения "агрессором" ответных массированных ядерных ударив по группировкам войск (сил) и объектам НАТО не рассматривается.

Как правило, командно-штабные учения с участием высших органов военного управления и тактических ядерных сил альянса являются заключительными в общей системе ОБП и проводятся в три этапа. Подыгрыш действий противника возлагается на центр компьютерного моделирования, расположенный на авиабазе Рамштейн (Германия).

На первом этапе основное внимание уделяется отработке задач занятия пунктов управления оперативным составом, оценке обстановки и принятию решения на приведение группировки ОВС НАТО в высшие степени боеготовности, переводу системы боевого управления на боевой режим работы, ^усилению охраны и обороны, обеспечению безопасности хранилищ с тактическим ядерным оружием от возможных террористических атак, а также выполнению мероприятий всестороннего обеспечения и управления ТЯС.

На втором этапе отрабатываются следующие мероприятия: доведение приказов боевого управления до авиаэскадрилий истребителей - носителей ТЯО и частей ядерного обеспечения ВВС США в Европейской зоне; приведение тактических ядерных сил в высшие степени боеготовности с подготовкой ядерных авиабомб (массогабаритных макетов) и подвеской их на эти истребители; подготовка и рассредоточение самолетов-носителей на передовых аэродромах с последующим перелетом в районы оперативного предназначения; отработка дозаправки топливом в полете; решение задач управления тактическими ядерными силами с использованием воздушного командного пункта ОВС НАТО; условное нанесение ядерных ударов по военным объектам противника; выполнение мероприятий всестороннего обеспечения и управления ТЯС и др.

С целью совершенствования практических действий по подготовке к боевому применению ТЯО задействуются объекты инфраструктуры аэродромов постоянного базирования тактических истребителей - носителей ЯО и хранилищ ядерных авиабомб на территории стран НАТО. Это позволяет оценить объем предстоящих работ по модернизации объектов хранения ядерных вооружений, а также состояние технических средств охраны и обороны, подъездных путей и технологического оборудования для размещения и обслуживания перспективных авиабомб В61-12. Особое внимание уделяется отработке вопросов безопасности в связи с возрастанием угроз захвата объектов террористическими группировками и возможными протестными действиями радикально настроенного населения.

По оценкам зарубежных военных специалистов, при перебазировании самолетов - носителей ЯО и доставке (условно) ядерных авиабомб на передовые аэродромы в Польше, Словакии и странах Балтии в зоне досягаемости оказывается вся территория Белоруссии и почти вся европейская часть России, при этом подлетное время к объектам у западных границ сокращается с 40-50 до 4-7 мин. Точность бомбометания (круговое вероятное отклонение составляет от 40 до 60 м) с учетом мощности боеприпасов позволяет поражать авиабомбами типа В61 практически любые объекты, включая защищенные.

На третьем этапе осуществляется возвращение войск, вооружения и военной техники в места постоянной дислокации, подводятся предварительные итоги учения.

Результаты анализа КШУ и других мероприятий оперативной и боевой подготовки, проведенных в 2014-2016 годах, позволяют сделать следующие выводы о сильных сторонах и недостатках тактических ядерных сил НАТО. Так, сильными сторонами являются: создание (к 2020 году) новых высокоточных авиабомб В61-12, способных поражать критически важные объекты РФ и Белоруссии; возможность оснащения этими боеприпасами перспективных тактических истребителей F-35A и стратегических бомбардировщиков ВВС США; наличие АСУ авиационными эскадрильями и частями ядерного обеспечения ВВС США, позволяющей оперативно доводить приказы и распоряжения до подчиненных органов военного управления; налаженная система подготовки и сертификации летных экипажей тактических истребителей - носителей ТЯО; модернизация хранилищ с ядерным оружием и других объектов ядерной инфраструктуры; размещение носителей ТЯО в одном ангаре с ядерными авиабомбами; наличие подготовленных аэродромов базирования таких самолетов на территории восточноевропейских членов НАТО (АвБ Зокняй в Литве, Лиелварде в Латвии и Эмари в Эстонии); привлечение к учениям ТЯС летных экипажей из состава ВВС Польши, Чехии и других стран, что является нарушением Договора о нераспространении ядерного оружия.

В качестве недостатков отмечаются: значительные сроки приведения эскадрилий истребителей - носителей ТЯО в готовность к боевому применению (до 30 сут); недостаточная защищенность наземных объектов инфраструктуры тактических ядерных сил НАТО от воздушных и наземных ударов вероятного противника и террористических атак, особенно при транспортировке ядерных боеприпасов; угроза возникновения техногенных аварий и экологических катастроф, что вызывает негативное отношение общественности тех государств, на территории которых находится ТЯО.

По результатам ЮЛУ, проведенных в последние годы, предложены следующие меры по совершенствованию ОБП тактических ядерных сил НАТО. Это разработка новых способов экстренного приведения авиационных эскадрилий самолетов - носителей ТЯО в готовность к выполнению боевых задач; упрощение процедур принятия решения руководством США и НАТО на применение тактического ядерного оружия на ТВД; сокращение количества организационных ограничений в работе с ядерными авиабомбами при безусловном выполнении требований ядерной безопасности; привлечение представителей стран-участниц, не имеющих на своей территории тактического ядерного оружия, к работе в составе ГЯП; включение в замыслы крупных межвидовых учений с использованием обычных вооружений вопросов применения ЯО.

В целом характер и содержание мероприятий оперативной и боевой подготовки тактических ядерных сил НАТО свидетельствуют, что ТЯО в современных условиях остается для Североатлантического союза важнейшим инструментом достижения военно-стратегических целей альянса.

Вместе с тем в материалах исследований вашингтонского научно-исследовательского центра имени Генри Стимсона от 14 августа 2016 года подчеркивается: "НАТО так и не нашла ответа на вопрос, как можно вести ядерную войну, не убив миллионы граждан в европейских странах. Моделирование военных конфликтов на Балтике с применением ядерного оружия показывает, что в результате применения 20 ядерных боезарядов погибнет около 1 млн человек".

В связи с этим представляется важным привести заявление Президента РФ В. Путина: "Тактическое ядерное оружие США в Европе представляет для России большую угрозу, чем российское для США. Потому что наше тактическое ядерное оружие не носит в отношении США стратегического характера, так как не достигает их территории. В то же время тактическое ядерное оружие США в Европе способно поражать объекты на нашей территории".

1 См.: Зарубежное военное обозрение. - 2013. - № 6. - С. 58.

2 См.: Зарубежное военное обозрение. - 2015. - № 11. - С. 60.

Зарубежное военное обозрение. 2017, №2 С. 3-7

Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar