Промежуточные итоги операции НАТО по борьбе с пиратством в Индийском океане (2013)
Капитан 1 ранга С Марков
Руководство НАТО, несмотря на положительные в целом изменения в сфере безопасности морского судоходства в северо-западной части Индийского океана, считает, что проблема морского пиратства не только сохраняет свою актуальность, но и имеет тенденцию к распространению на другие морские акватории вдоль берегов Африканского континента. Это является предпосылкой для активизации усилий блока, направленных на стабилизацию ситуации в ряде государств региона, а также для сохранения и возможного расширения военно-морского присутствия Североатлантического союза у побережья материка, очевидно, привлекающего в последнее время более заметное внимание различных субъектов международных отношений.
Проблема морского пиратства у северо-восточного побережья Африки является прямым следствием гражданской войны в Сомали, вызванной обострением целого комплекса внутренних противоречий. Межклановое противоборство, начавшееся в 1988 году, и возникший в стране глубокий социально-экономический кризис привели к массовым жертвам среди местного населения, что вызвало незамедлительную реакцию на конфликт международного сообщества.
Резолюции Совета безопасности ООН по борьбе с пиратством |
В январе 1992 года Совет Безопасности ООН ввел эмбарго на поставку оружия в Сомали и на фоне гуманитарной катастрофы в стране учредил миротворческую миссию. Для обеспечения беспрепятственной доставки гуманитарной помощи привлекался в том числе и Североатлантический союз. На начальном этапе руководство альянса оказало содействие в организации воздушных и морских перевозок в интересах миссии Африканского союза в этой стране.
В 2008 году вооруженный разбой в отношении гражданских судов, следующих вдоль побережья Сомали, приобрел невиданный ранее масштаб, что создало серьезную угрозу безопасности международного морского судоходства (каждые сутки через Аденский залив проходит 240-250 судов, которые перевозят до трети всей добытой в мире нефти и около 98 % азиатских товаров для Европы). Переходное федеральное правительство Сомали, номинально признанное в международном плане легитимным, не располагало даже минимальными возможностями для пресечения подобной противоправной деятельности и контроля побережья и прибрежных вод. Оно было вынуждено обратиться к ООН с просьбой о содействии в организации эффективной борьбы с пиратством.
В ответ на запрос генерального секретаря ООН, поступивший в IV квартале 2008 года, Совет НАТО принял решение направить группу боевых кораблей объединенных военно-морских сил блока для сопровождения судов с грузами Всемирной продовольственной программы (ВПП) ООН, осуществлявших транзит в районах с высокой активностью пиратов. Операция, получившая условное наименование "Эллайд провайдер", проводилась с октября по декабрь 2008 года. Кроме непосредственной охраны судоходства в интересах ВПП корабли ОВМС альянса осуществляли патрулирование в целях предотвращения захвата пиратами судов и членов их экипажей в заложники. В условиях нарастания пиратской активности за ней последовала очередная операция НАТО - "Эллайд протектор" (март-август 2009-го), которая также способствовала обеспечению безопасности морских торговых путей в северо-западной части Индийского океана.
Текущая кампания Североатлантического союза по борьбе с пиратством у побережья Сомали под условным наименованием "Оушен шилд" проводится с 17 августа 2009 года. Военно-морская группировка, действующая в рамках операции, выполняет следующие задачи: демонстрация присутствие альянса в регионе; установление контроля над морским судоходством в районе Африканского Рога; сопровождение торговых кораблей: досмотр подозрительных морских судов и малоразмерных катеров; нейтрализация и разоружение участников пиратских нападений с последующей передачей их национальным или международным следственным органам.
Для решения этих задач на ротационной основе задействуются постоянные группы (ПГ) ОВМС альянса. В настоящее время (с 6 июня до середины декабря с. г.) по плану операции действует ПГ № 1 ОВМС НАТО. В ее состав входят два фрегата УРО: флагман "Фритьоф Нансен" (Норвегия) и "Ван Спейк" (Нидерланды). В сентябре-декабре к ним присоединится украинский сторожевой корабль "Гетман Сагайдачный". Зона ответственности группы включает акваторию Аденского залива, 700-мильную морскую зону вдоль побережья Сомали. Кении и Танзании, а также район Сейшельских о-вов.
Общее руководство операцией возложено на командующего ОВМС НАТО (Нортвуд. Великобритания) британского вице-адмирала П. Хадсона. Непосредственное управление силами и средствами блока в районе их действий осуществляет капитан 1 ранта X. Амундсен (Норвегия). Впоследствии командование группировкой предполагается передать Испании (январь-июнь 2014 года).
В настоящее время эксперты Центра НАТО по контролю судоходства (Нортвуд, Великобритания) заявляют о значительном снижении активности сомалийских пиратов (см. таблицу). Это, по их мнению, обусловлено постоянным присутствием в регионе формирований ВМС, широким внедрением торговыми компаниями практики привлечения частных охранных групп для защиты судов и использованием более эффективной системы оповещения о пиратской угрозе. Кроме того, существенно сокращены возможности криминальных структур по легализации доходов от пиратской деятельности.
Вместе с тем, ввиду сохраняющейся политической нестабильности и низкого уровня экономического развития государств региона, коренные причины морского пиратства не устранены, а при отсутствии превентивных мер со стороны международного сообщества данная проблема может проявиться с прежней остротой.
В последнее время наибольшую обеспокоенность руководства блока вызывает ситуация в Йемене, который стал региональным центром контрабанды оружия и наркотиков и где уже сложились предпосылки для масштабною вовлечения населения в пиратскую деятельность. Угроза морского вооруженного разбоя растет и у западного побережья Африки.
Вместе с тем представители международного военного штаба HATQ признают, что в связи с сокращением оборонных бюджетов и низкой вследствие этого активностью государств-участников, состав группировки ОВМС альянса в последнее время укомплектован всего на 60 % от требуемого уровня. Отмечен также недостаток танкеров-заправщиков в районе операции. Вот почему руководство Североатлантического союза активизировало шаги, направленные на расширение взаимодействия с другими участниками антипиратской коалиции (Евросоюз, 150-е и 151-е оперативные соединения многонациональных сил, подчиненные 5-му оперативному флоту ВМС США), а также на подключение к операции "Оушен шилд" стран-партнеров, обладающих необходимым военно-морским потенциалом (Россия, Украина, Индия и Китай).
При этом высокие выкупы за захваченные суда и членов экипажей, часто превышающие 10 млн долларов США, позволили пиратам совершенствовать средства связи и тактику действий. Так, удаленность подобных акций от побережья Сомали значительно возросла и достигает берегов Индии и Мадагаскара.
В целом руководство блока положительно оценивает промежуточные итоги предпринятых альянсом и всей антипиратской коалицией усилий по борьбе с морскими разбойниками. Тем не менее, по мнению союзников, необходимо сохранить международное военное присутствие в регионе до полной нормализации обстановки в Сомали и достижения государствами региона достаточного уровня политической и экономической стабильности.
В связи с наличием предпосылок для возобновления масштабного морского пиратства в районе Африканского Рога руководство Североатлантического союза приняло решение о продлении мандата на проведение операции "Оушен шилд" до декабря 2014 года.
Таблица Активность действий пиратов и сил антипиратской коалиции в районе Африканского Рога | |||||
Действия пиратов | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
Попытки захвата пиратами гражданских судов | 132 | 134 | 147 | 70 | 2 |
Количество удавшихся захватов | 45 | 44 | 22 | 7 | 0 |
Предотвращенные в результате применения военной силы попытки захвата пиратами гражданских судов | 46 | 56 | 100 | 40 | 2 |
Зарубежное военное обозрение. - 2013. - №8. - С. 79-81